Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Герман Власов

 

ТРИ МИНИ-РЕЦЕНЗИИ

 

 

Елена Сафронова. Жители ноосферы. Роман-триптих. М.: Время, 2014.

 

Роман Елены Сафроновой – захватывающий рассказ о жизни провинциальной журналистки, работающей в «Вечернем Воронеже», «Воронежском курьере», «Молодежной пятнице», тоже воронежской; газете «Березань синеокая» издательского дома «Периферия», газете «Березанские вести», газете «Деловое Нечерноземье», женском журнале «Березаночка», березанской же «Газете для людей»… Еще школьницей героиня Сафроновой Инна Степнова вызвалась написать криминальный репортаж о рецидивисте по кличке Рыло, после чего (репортаж удался!) юной девушке ничего не оставалось, кроме как поступить на журфак местного университета. Героиня Сафроновой - этакая self-made woman, аскетичный «синий чулок», умеющая писать так, «чтобы наборщицы плакали», неожиданно для себя берет на воспитание чужого ребенка, а затем попадает в Москву, где окунается в богемную литературную жизнь.

Вообще, о литературе (точнее, о поэзии – как провинциальной, так и столичной) сказано в романе довольно много – не с осуждением, но с резкой точностью. Это и унылое постперестроечное положение дел местного отделения СП: как грибы растут новые союзы, туалет не работает, а литераторам, расходящимся по домам после собрания, денег едва хватает на пиво. Или вот, столица: проект «Ангаже» в кафе «Перадор» (относится к Клубу гуманитарного содружества), где героиню сражает наповал поэт Пашка (всегда с зубной щеткой в правом кармане сумки).

Героиня (как профессиональная журналистка) всякую ситуацию хочет узнать досконально – здесь и сейчас. А потому в ее реальную повседневную жизнь врываются персонажи ее недавних репортажей: типаж очерка о внутренних эмигрантах, поэт-алиментщик из Узбекистана становится ее мужем; провинциальные литераторы сами рассказывают нехитрые истории своей жизни, как бы разоблачаясь, показывая саму суть человека.

Надо ли говорить, что случайно или неслучайно (тот день пришелся еще и на день памяти журналистов, 15 декабря) попав на вечер памяти трагически погибшего поэта, героиня впоследствии дозналась-таки, что с ним произошло и каким он был на самом деле. С другой стороны, а хотим ли мы действительно знать всю правду или нам дороже нас примиряющий обман?

Как бы там ни было, героев романа Сафроновой окружает ноосфера - «вместилище человеческой информационной памяти», «чья атмосфера колышется» и где «точно в жару над полем, снизу вверх идут переливчатые «волны» и стекаются в объёмные фигуры» покойных поэтов и дорогих нам людей. В заключение хочется добавить, что в романе использованы стихи Игоря Загоруйко, Владимира Воронова, Александра Брятова, Леонида Шевченко.

 

 

 

Елена Минкина-Тайчер. Эффект Ребиндера. М.: Время, 2014.

 

Роман Елены Минкиной-Тайчер – собрание коротких историй, «пестрых главок», каждая из которых названа строкой из Пушкина и представляет собой самостоятельный рассказ об одном из героев саги. Вместе с тем, отдельные сюжеты причудливо переплетаются вместе – это своего рода поле «перекрестного опыления». Большое количество персонажей (главные из которых – подающий надежды музыкант и невзрачная примерная школьница) объединяет одна эпоха: их осмысленное детство, когда запоминаются все бытовые мелочи, в дальнейшем служащие смысловым и культурным кодом, приходится на 50-е – смерть Сталина и начало хрущевской оттепели. В романе собраны разные судьбы: детдомовец, физик-атомщик, погорелица из деревни, просто одноклассники – из раздельного школьного обучения и сведенного вместе, когда за парту усаживали девочек и мальчиков.

Роман не тешит воспоминания о советских временах, но и не претендует на роль их разоблачителя. Скорее всего, округлые, красивые новеллы представляют из себя четки: бусины, нанизанные на одну нить (здесь на нее претендует тайна семьи Катениных – потомков того самого друга Пушкина), так и хочется перебирать, ими любуясь. Так слушают музыку (не случайно тема музыки – одна из главных) и так хочется перечитывать большой роман-воспоминание, финальный катаклизм которого все же не рвет повествования.

Энциклопедия ли это русской жизни 50-60-х годов или просто ноты, заговорившие на нотном стане, – судить самому читателю.

 

 

 

Ирина Горюнова. Король-Рысь. М.: Время, 2014.

 

Любовь с первого взгляда, король, шут, прекрасная и романтическая принцесса Греза, злая колдунья и добрый старый колдун с учеником, которому еще предстоит освоить ремесло и справиться со страхом - все это и многое другое юный читатель и его родители найдут в новой книге писателя и поэта Ирины Горюновой.

Чтение этой книги – путешествие по сказочной стране, полное неожиданностей. В борьбе с тяготами и испытаниями герои книги герои не только побеждают зло, но и сами освобождаются от наложенных на них заклятий.

Как и в любой хорошей доброй сказке, в «Короле-рыси» добро торжествует, однако внимательный читатель вправе симпатизировать разным персонажам. Идеальный сказочный мир в повествовании появляется лишь на краткие мгновения. Высшая сила неслышно наблюдает и вмешивается только когда герои действуют с полной самоотдачей, чистым умом и сердцем. Вчитываясь в хитросплетения сюжета сказки, отличая добро от зла, сопереживая персонажам сказки, ребенок развивает в себе интуицию – своего рода компас, невидимый талисман дождя и весны, который может помочь ему в трудные минуты будущей взрослой жизни. 

 

 

Как помочь журналу