Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Литературный журнал Homo Legens


Читайте Homo Legens прямо с мобильных устройств через приложение Неолит

 

Сергей Оробий

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР: ОСЕНЬ-2014 

 

 

Начнем, конечно, с нового романа Пелевина. В «Любви к трем цукербринам» речь и в самом деле о любви, как в ее материально-телесном воплощении, так и в самом что ни на есть возвышенном – Пелевин все-таки остался большим романтиком, и «Цукербрины» больше, чем любой другой его роман 2010-х, напоминают о периоде «Жизни насекомых» и «Желтой стрелы». Впрочем, злобе дня вроде сайта «Контра.ру» или поэта Гугина там тоже нашлось место.

Где Пелевин – там и Сорокин. На этот раз классик выступает не сольно, а в качестве составителя антологии «Русский жестокий рассказ» (АСТ). В нее вошло 32 произведения русских и советских писателей, от Гоголя и Чехова до Сенчина и Петрушевской. Завершает книгу, понятно, рассказ  самого Сорокина (не лучший) – он ведь и сам уже живой классик. Обязательный антидот – вышедшая следом антология «Уроки русской любви. Сто любовных признаний из великой русской литературы» (изд-во «Corpus»; сост. Мария Голованивская): от Карамзина до Гениса.

Увидел свет очередной сборник Дениса Драгунского под названием «Отнимать и подглядывать»: на сей раз не рассказы, а эссе, посвященные литературе и окололитературной жизни. Эти тексты, пожалуй, уступают знаменитым «айфонным» миниатюрам, но интереснее постинга в фэйсбуке «на злобу дня». На обложке – впечатляющий фотогибрид Чехова и Толстого, наводящий на мысль, что «Отнимать и подглядывать» уместнее всего будет смотреться на полке школьного внеклассного чтения: рассуждения о том, что лучший рассказ Чехова – «Соседи» или что гайдаровские Чук и Гек могли быть негритятами – отличное дополнение к уроку литературы, старшеклассники такое любят.

Вышел второй за год сборник прозы Татьяны Толстой «Невидимая дева» - расширенное издание сборника «Ночь», куда, помимо известных текстов, вошли повесть «Невидимая дева» и рассказ «Учителя»: «Эти два текста пересекаются. В них мне захотелось вспомнить про дорогих мне людей, а про тех, кого любишь, можно вспоминать без конца, и каждый раз по-разному», замечает Толстая.

В «Редакции Елены Шубиной» вышла полная версия романа Виктора Ремизова «Воля вольная», ранее публиковавшегося в «Новом мире». Остросюжетный роман об обитателях дальневосточной тайги, их конфликтах с продажной властью и самими собой – с выразительными яркими сценами, точно схваченными «народными» типажами, хорошим слухом на их речь. Когда вы будете читать этот обзор, станет известно, стал ли Ремизов обладателем «Букера» и/или «Большой книги» – но если и не стал, но прочитать роман все равно стоит, чтобы увидеть, какой бывает умная «деревенская» проза.

Опубликован роман Олега Радзинского «Агафонкин и время», рекламируемый как «альтернативная история от альтернативного Радзинского»: автор – сын известного драматурга и телеведущего, а роман его посвящен Курьеру, который доставляет и забирает Объекты из разных эпох, перемещаясь между временами. Дмитрий Быков уже объявил, что книга эта «выдающаяся и увлекательная настолько, что сравнить ее сегодня не с чем», отзывы первых читателей тоже одобрительные – в общем, как минимум стоит полюбопытствовать.

Осенью на литературную сцену вновь ступили ветераны идеологических войн – Эдуард Лимонов и Александр Проханов. «Дед» Лимонова имеет подзаголовок «роман нашего времени» – традиционной романной форме писатель уже не доверяет, как не полагается и на художественный вымысел. Его жанр – хроника, его тема – он сам. А жизнь «Деда» неспокойна: он ни с властью, ни с «болотными», постоянно под угрозой ареста, очередной Новый год проводит за решеткой. Но вот парадокс: именно в тюрьме Лимонов выглядит свободнее, чем его марширующие по проспекту Сахарова недруги. Очень тонизирующее чтение.

Ну а в новом прохановском романе «Крым» события последних месяцев и вовсе увидены сквозь волшебную призму. Все здесь не то, чем кажется растерявшемуся у книжного прилавка читателю: и главный герой не просто оборонщик и доверенное лицо президента, но альтер эго автора; и Крым здесь не «крымнаш», а «фантастическое русское богоявление». Слишком легко считать Проханова чудаком, проклинающим врагов государства на «Эхе Москвы» – но слишком сложно игнорировать тот факт, что автор «Крыма» еще раз показал себя как выдающийся стилист.

Если вам не по нраву такие эксперименты с современностью, то направляйтесь к стеллажам с историческими сочинениями – там, под строгим надзором Бориса Акунина, всё гораздо спокойнее и академичнее. Вслед за вторым томом «Истории российского государства» вышла его беллетристическая версия – сборник «Бох и шельма». Действие первой повести «Звездуха» относится ко времени монгольского завоевания; вторая, давшая название книге, повествует о периоде борьбы русских земель за освобождение.

Переходим к поэзии. Увидел свет очередной сборник Дмитрия Быкова – в него вошли лирические стихотворения и злободневные «письма счастья», написанные за последние два года, а также ранее не публиковавшийся перевод-адаптация мольеровской «Школы жен». Книга называется «Ясно», и в этом коротком вердикте нельзя не заметить переклички с творчеством другого поэта, биографию которого Быков обещает выпустить в «ЖЗЛ»: поэту революции когда-то казалось, что всё «хорошо», гражданину поэту сегодня всё «ясно».

А в названии книг сразу двух крупных поэтов – след трагических событий последнего времени. В «ОГИ» вышла книга стихов Бахыта Кенжеева «Довоенное. Стихи 2010-2013 годов», а в «Издательстве Ивана Лимбаха» - сборник Бориса Херсонского «Missaintemporebelli. Месса во время войны», куда вошли произведения, написанные в первой половине этого года. Нельзя не упомянуть еще две актуальные новинки «ОГИ»: сборник Аркадия Штыпеля «Ибо небо» и поэму Ивана Волкова «Мазепа», в которой «известные события Северной Войны показаны с отличной от закрепившейся в русском сознании точки зрения».

Из новинок издательства «Воймега» – «Книга улиц» Евгения Тарана. Как тут снова не вспомнить Маяковского: он утверждал, что учился грамоте с вывесок, ну а современный поэт нередко черпает там вдохновение: «Злые мальчишки с Трубной/ Со мной говорили грубо./ Территорьяльные споры/ Составили суть разговора./ Ведь лучшая девочка Галя/ Живет на Цветном бульваре. / А Москва – большая деревня./ Так помогут ли городские?».

Наконец, в киевском издательстве «Laurus» вышел сборник избранных стихотворений Сергея Гандлевского «За 60». Стихи Гандлевского обладают удивительным качеством: сколько их не переиздавай, хуже они не становятся и не приедаются, если вы, конечно, разделяете его элегически-ироническую манеру.

Ну а если и Гандлевский для вас привычен, и Быков поднадоел, и Херсонский не по душе – берите с прилавка сборник Юрия Мамлеева «Невиданная быль»: пара часов непрерывной трансляции из параллельных миров, населяемых чертями и ангелами бреда, вам обеспечена.

Теперь нон-фикшн. Новая книга Людмилы Улицкой называется «Поэтка» и посвящена Наталье Горбаневской. Портрет знаменитой поэтессы и диссидентки выполнен в коллажной технике: в книгу вошли воспоминания самой Улицкой, детей и друзей Горбаневской, интервью с ней, ее тексты, переписка с Надеждой Мандельштам, Лотманом, Бродским. «Поэтку» называют документальным продолжением «Зеленого шатра»: судьба советской интеллигенции составляет ключевую тему для Улицкой, ее «длинную мысль». Кто-то к этому безразличен, для кого-то только об этом сегодня и стоит говорить – так или иначе, «Поэтка» оказалась очень своевременной книгой.

«Литературный» же нон-фикшн осени – не без некоторой скандальности: Роман Арбитман выпустил «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать», Маруся Климова представила вниманию публики «Антиисторию русской литературы». Тенденция ясна: на смену надоевшим «спискам лучшего» приходят антисписки худшего. Оба автора отличаются чрезвычайной пристрастностью и бескомпромиссностью: от справедливого возмездия не уйдет ни Пушкин, ни Полина Дашкова. Полюбопытствовать, впрочем, стоит обеими книжками, если вы, конечно, не член комиссии по охране культурного наследия.

Лучший нон-фикшн «от первого лица» - это, пожалуй, «Разговоры в зеркале»: подготовленные главным редактором израильского журнала «Зеркало» Ириной Врубель-Голубкиной. В разное время ее собеседниками были Николай Харджиев и Михаил Эпштейн, Саша Соколов и Эрик Булатов, Всеволод Некрасов и Александр Гольдштейн. Получилась история русского авангарда в лицах – живая и увлекательная.

 

Как помочь журналу