Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Литературный журнал Homo Legens


Читайте Homo Legens прямо с мобильных устройств через приложение Неолит

 

Сергей Оробий

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР: ВЕСНА-2015

 

Начнём с новинок Редакции Елены Шубиной (АСТ) – их так много и они столь разнообразны, что только «шубинским» книгам можно было бы посвятить отдельный разговор. Внимание: перед нами те книги, которые в значительной степени определят облик русской литературы 2015 года.

Итак, читателю предлагаются очередной нон-фикшн Захара Прилепина «Не чужая смута» (онлайн-дневник украинских событий), книга виньеток Александра Жолковского «Напрасные совершенства» (самое полное их собрание на сегодня), сборник эссеистики Александра Иличевского «Справа налево» и новый сборник миниатюр Дениса Драгунского «Вид с метромоста», куда толще прежних (заглавный новый сборник плюс два старых – «Пять минут прощания» и «Взрослые люди»).

И это еще не всё. Роман Сенчин выпустил роман «Зона затопления» – ремейк распутинской повести «Прощание с Матёрой»: конфликт и проблематика – те же, что и в 1970-х, только ГЭС не Братская, а Богучанская. Те же, кто ностальгирует по прошлому, но не готов отождествить себя с сенчинскими героями, могут полистать представительную антологию «Стоп-кадр. Ностальгия», изданную «шубинской» редакцией совместно с журналом «Сноб». Там есть, что почитать: несколько десятков авторов, среди которых Шишкин, Толстая, Водолазкин, Быков, Сорокин…

Алиса Ганиева продолжает знакомить читателей с бытом и нравами колоритного Кавказа: в новом романе «Жених и невеста» она рассказывает историю отношений милой Патимат и юриста Марата.

Кроме того, в Редакции Елены Шубиной вышла книга Нины Берберовой «Немного не в фокусе… Стихи 1921-1983». Это первая в России публикация стихов автора знаменитых мемуаров «Курсив мой» – лирический дневник длиной более шестидесяти лет. Предисловие к книге написал Дмитрий Быков.

Ну а главный «шубинский» хит весны – роман Алексея Иванова «Ненастье». История «афганца» Германа, который грабит инкассаторскую машину и пытается скрыться с деньгами, претендует на титул «роман года», но пока скорее ругаема, чем хвалима.

Кроме того, в «АСТ» издан новый роман Михаила Веллера «Бомж»: попытка обнаружить героя нашего времени в низших слоях населения и заодно сформулировать новую метафору современности (неутешительную). Его идейный противник, Сергей Минаев, исследует совсем иные социальные сферы, о чём повествует новый роман «Духless 21 века. Селфи».

Очередная (предпоследняя) книга Бориса Акунина об Эрасте Фандорине, изданная в привычной чёрной «захаровской» серии, называется «Планета Вода» и включает три повести: «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть?». Действие «Планеты...» развивается до того, как Фандорин попал в Чёрный Город – а значит, тайна его «гибели» вновь отодвигается. У профессионального беллетриста всё рассчитано и ничего не пропадает зря: вдобавок у Акунина вышел очередной сборник исторических миниатюр «Северный Часовой и другие сюжеты».

Из менее разрекламированных, но достойных упоминания книг укажем на роман Ильдара Абузярова «Финское солнце», вышедший в нижегородском издательстве «Бегемот». Речь в нём идёт о вымышленном народе поволжских финнов и их забавных и грустных похождениях. Если вы до сих пор слышали про Абузярова только краем уха (из поколения сорокалетних – Прилепин/Елизаров/Сенчин… – он почему-то не самый заметный), то «Финское солнце» – хороший шанс открыть для себя остроумного автора.

Важные поэтические новинки сезона: во-первых, сборник Михаила Айзенберга «Справки и танцы», в котором собраны стихи 2010-2012 годов; во-вторых, сборник Анны Цветковой «Винил» – третья книга молодого московского поэта включает стихотворения, написанные в 2013-2015 годах.

Переходим к документальному жанру. В этом сезоне на книжных прилавках сразу две новых книги Михаила Эпштейна. Первая называется «Ирония идеала: парадоксы русской литературы» (НЛО) и посвящена «вечным», метафизическим коллизиям отечественной словесности. Вторая называется «От совка к бобку. Политика на грани гротеска» (Franc–Tireur USA) и посвящена дню сегодняшнему: это сборник политических эссе, написанных в последнее время. Как подчеркивает Эпштейн, это «не публицистика, не журналистика, а именно эссеистика», поскольку повествует «не о фактах, а об исторических и цивилизационных смыслах». Читать, конечно, нужно и то, и другое.

Не обойдём вниманием новые литературные биографии: «Даниил Хармс: Жизнь человека на ветру» Валерия Шубинского (Corpus) и «Пастернак в жизни» Анны Сергеевой-Клятис (АСТ). Выполнены они в разных исследовательских стилях: книга Шубинского – «жизнь и творчество» (с акцентом на «жизни») в лучших академических традициях, «Пастернак» Сергеевой-Клятис – монтажный портрет из воспоминаний современников.

А эта книга ещё не стала «историей»: Эллендея Проффер Тисли, вместе со своим мужем когда-то основавшая легендарный «Ардис», выпустила книгу воспоминаний «Бродский среди нас». Эта компактная и очень содержательная книжка о том, что с гениями всегда непросто; пожалуй, среди всех написавших за последние годы что-либо мемуарное об Иосифе Бродском именно у Профферов было на это наибольшее право.

 

Как помочь журналу